Как помочь детям с нарушениями в общении
Агрессивный ребенок.
Попытайтесь понять, что стоит за агрессивным поведением. Существует разница между агрессивностью и самоутверждением. Очень важно донести эту разницу до детей. Научите детей вежливо просить то, что они хотят, цените их мнение. Покажите им, как получить желаемое, не расстраивая других. Научите детей управлять своими чувствами и адекватно выражать свои переживания.
Лживый ребенок.
Многие дети лгут, чтобы избавить себя от осуждения и критики. Помогите детям усвоить, что можно говорить правду, не опасаясь последствий. Они должны быть уверены, что родители рассеют их страхи, растолкуют ошибочность их представлений и помогут им преодолеть все это.
Вызывающее поведение ребенка.
Обратите внимание на свое поведение. Сколько из того, что вы говорите, относится непосредственно к делам? Может быть, вы просто ворчите, придираетесь, выкрикиваете команды? Позвольте вашему ребенку действовать самостоятельно там, где это возможно. Дети должны понять, что, когда друг к другу относятся с уважением, сотрудничество лучше, чем противостояние.
Драчливый ребенок.
Объясните детям, что для решения их проблем есть и другие пути. Покажите им мирные способы разрешения конфликтов.
Застенчивые дети.
Поговорите с вашими детьми и постарайтесь проникнуть в их внутренний мир, чтобы выяснить, не является ли стеснительность проблемой для них. Спросите, как вы можете им помочь чувствовать себя более удобно в обществе других людей. Не пытайтесь втянуть детей в ситуации, к которым они не готовы. Помогите им, делая маленькие шаги, преодолевать свою застенчивость. Не позволяйте детям из-за стеснительности отказываться от выполнения необходимых дел.
Истерические проявления.
Один из лучших способов реакции на вспышки раздражения - просто не обращать на них внимания, стойте спокойно и ждите, пока не пройдет. В спокойном состоянии научите ребенка другим образом справляться со своими чувствами - выражать чувства словами. Дети должны уяснить, что вспышками раздражения они не добьются желаемого, что существуют другие, более пригодные пути.
Надоедливые дети.
Дети, которые требуют постоянного внимания, часто неуверенны в себе. Договоритесь об особом времени, когда вы можете побыть вдвоем, дайте ему понять, что вы его любите и верите в то, что он может выполнять работу самостоятельно. Объясните детям, что ваше время принадлежит не только им. Научите их уважать чужие чувства и желания.
Непослушные дети.
Научите детей самодисциплине, ответственности, сотрудничеству, умению решать проблемы, уважению к себе и другим.
Советы ребёнка своим родителям
Не балуйте меня, вы этим меня портите.
Я хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю вас. Особенно не давайте мне того, что я хочу, ущемляя вас самих в чем-то.
Не бойтесь быть твердыми со мной.
Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место и особенно помогает, когда со мной разговаривают как со взрослым. Мне легко в таком случае выполнить справедливые требования.
Не полагайтесь на применение силы в отношении со мной.
Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы. Особенно, если вы будете учитывать мои интересы и уважать их.
Не будьте непоследовательными.
Это сбивает меня с толку и заставляет упорно пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой. Я согласен, что у всех бывают разные настроения в разное время, но в отношениях с другими людьми вы ведь стараетесь быть более предсказуемыми. Не контролируйте свою последовательность: если ее нет, то все равно все не проконтролируете, лучше определитесь со своими целями и своим местом в жизни. Не бойтесь их менять, просто говорите об этом.
Не давайте обещаний, которые не в силах выполнить, это может поколебать мою веру в вас.
Просто скажите свой вариант решения: если вы не выполните свое обещание, то компенсируете мне тем-то и тем-то. И вам будет легче, и мне спокойнее. Важно, чтобы компенсация была адекватной (или большей) и стимулировала вас выполнить обещание.
Не поддавайтесь на провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас.
А то я попытаюсь достичь еще больших «побед». Говоря по правде, я всегда жалею о своем желании поманипулировать вами, так как это подрывает ваше доверие ко мне, а его всегда не хватает.
Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу».
Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне. Иногда от своего бессилия перед вами я готов заплакать и защищаюсь таким вот образом.
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.
Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком. Спросите меня прямо о том, смогу ли я выполнить что-то, а не решайте, что я мал. Правда, иногда я беру на себя слишком много, тогда помогите мне незаметно и ненавязчиво.
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдет в привычку использовать вас в качестве прислуги.
И вообще, порядок в своей комнате я наведу сам, я даже могу постирать и сварить обед, сходить в магазин без списка в кармане. Иногда меня раздражает ваше «Тебе хлеб маслом намазать?»
Не обращайте внимания на мои дурные привычки.
Это меня портит. Особенно не говорите: «Ты еще маленький, тебе еще рано то-то и то-то …» Вы хотите, чтобы я чуть подрос и оторвался на полную катушку?
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.
Я обращаю гораздо больше внимания на ваши замечания, если вы скажете мне все спокойно, с глазу на глаз. К тому же вы рискуете сами оказаться в глазах других в неловком положении, а меня «замкнет», и я захочу поправить вас.
Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта.
По некоторым объективным причинам мой слух в это время притупляется, а мое желание действовать с вами заодно пропадает. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги позднее. Да и у вас самих не только слух, но и разум иногда притупляется, и вам трудно среагировать на свои ошибки в разгар конфликта, так что не забудьте извиниться потом, ведь я воспитан вами и поступаю точно в соответствии с тем, что вы мне привили, как научили – осознанно или неосознанно.
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.
Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо. И узнал об это раньше, чем вы думаете. Вспомните себя.
Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки – смертный грех.
Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен. Вы же продолжаете делать ошибки до сих пор, но называете это опытом.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня.
Если вы будете этот делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим. Вы ведь тоже защищаетесь, не найдя времени поговорить со мной по душам.
Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал.
Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе. Как впрочем, и вы. С кем не бывает!
Не подвергайте слишком большим испытаниям мою честность.
Когда я запуган, я легко превращаюсь в лжеца. Перенесите разговор на другое время, когда мне будет легче сознаться, а вы уже остынете.
Не забывайте, что я люблю экспериментировать.
Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим. Мне просто интересно. А вы-то уже все знаете? Давайте экспериментировать вместе!
Не защищайте меня от последствий собственных ошибок.
Я учусь на собственном опыте. На самом деле это очень трудно бывает сделать, но вы постепенно приучаете себя к этому, и я скажу вам «спасибо».
Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.
Я могу научиться получать от этого удовольствие. Дайте мне лучше пример здорового образа жизни, покажите, что это замечательно.
Не пытайтесь от меня отделаться. Когда я задаю откровенные вопросы.
Если вы не будете на них отвечать, я перестану задавать вопросы вообще и стану искать информацию в другом месте.
Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы, иначе скоро обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы со мною занимались.
Никогда даже не намекайте, что вы совершенно непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.
Иначе я буду бояться еще больше. Иногда я боюсь просто так, чтобы вы были внимательнее ко мне.
Не забывайте, что я не могу развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же вами забывается, а нагоняй за проступок - никогда.
Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям.
Тогда я стану вам настоящим другом.
Запомните, что меня больше всего учит не критика, а пример для подражания.
Я горжусь, что вы прочитали все мои пожелания. Теперь у нас будет совсем другая жизнь. Я вам верю.
И самое главное - помните, что я вас люблю.
Пожалуйста, ответьте мне любовью.