Очень часто у таких детей помимо основного диагноза: нарушение зрения имеются недостатки речевого развития, особенности нервно – психического развития, особенности развития общей и мелкой моторики.
Исходя из этого, коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, строится на принципах тесного взаимодействия всех субъектов образовательного сообщества: медсестры – ортоптистки, учителя – логопеда, тифлопедагога, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, родителей, а также по показаниям и узких специалистов: психиатра, невролога, отоларинголога, ортопеда. Тифлопедагог обогащает зрительный сенсорный опыт и по рекомендации логопеда активизирует речевую деятельность детей, расширяет их словарь. Воспитатели в своей работе с детьми учитывают рекомендации, данные медсестрой – ортоптисткой, учителем – логопедом, тифлопедагогом, психологом, музыкальным руководителем.
Многолетний опыт работы с детьми с нарушениями зрения с DS: амблиопия, косоглазие позволяет выявить особенности логопедической работы с этими детьми. Коррекционной логопедической работе предшествует углубленное обследование детей учителем-логопедом, которое устанавливает степень сложности первичных и вторичных отклонений, требующих индивидуального подхода к каждому ребенку. Речевые нарушения у детей с амблиопией и косоглазием встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести: общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), фонетическое недоразвитие речи (ФНР), заикание. В чём причина нарушений развития речи у таких детей? Оказывается, нарушение зрения влияет на полноценное восприятие окружающего их мира. У детей отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия изображений, что объясняется узостью обзора, особенностями монокулярного зрения, недостатками прошлого чувственного опыта. Неточные представления об окружающем предметном мире сказываются на развитии речи в целом: в особенности словарного запаса, понимании смысловой стороны речи, в нарушениях фонетической стороны речи, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.
Коррекционная логопедическая работа с детьми с амблиопией и косоглазием осуществляется на фоне специального лечения, которое носит комплексный плеопто – ортопто – хирурго – диплопто - стереоскопический характер. Учитель – логопед должен знать этапы лечения, на которых находятся дети – логопаты, строить коррекционную работу с учётом решаемых врачом – офтальмологом задач. При выполнении режима окклюзий из акта зрения выключается хорошо видящий глаз. Вся зрительная нагрузка падает на амблиопичный глаз, который вынужден раскрывать все свои возможности.
Коррекционная логопедическая работа ведется по «Программе специальных (коррекционных) учреждений IV вида», а также по программе Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».
Направления работы логопеда
Цель: раннее выявление и преодоление отклонений в развитии речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- осуществление диагностики речевого развития детей во взаимодействии с ПМПК;
- определение и реализация индивидуальной программы коррекции речевого дефекта с учётом его структуры, степени тяжести, клинической обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей ребёнка;
- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей (лиц их заменяющих) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушения в речевом развитии
Направления деятельности:
Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.
Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Профилактическое – создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей с учётом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.
Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.
Учитель – логопед проводит подгрупповые, индивидуальные занятия по произношению, формированию грамматически правильной речи, обучению элементам грамоты, развитию связной речи. Специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия определены степенью выраженности речевого нарушения, зрительного диагноза, возрастными, психическими, двигательными, интеллектуальными возможностями дошкольников, а также медико-эргономическими установками офтальмологической службы.
Логопедическая работа по развитию речи детей с амблиопией и косоглазием опирается на общедидактические и тифлопедагогические принципы построения коррекционной помощи детям с нарушением зрения:
-
построение занятий в соответствии с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями детей;
-
выбор методов и приёмов с учётом задач обучения;
-
широкое использование средств наглядности;
-
систематичность и последовательность в обучении;
-
направленность обучения на развитие активности и социальной адаптации;
-
дифференцированный подход в обучении;
-
учёт потенциальных возможностей коррекционно – компенсаторного развития.
В работе по коррекции и развитию речи детей с нарушением зрения учитель – логопед использует элементы психогимнастики и мимические упражнения для становления здорового психического состояния детей, для достижения положительной мотивации взаимодействия с окружающим миром. В ходе занятий учитель – логопед активно включает в процесс познания окружающего мира сохранные анализаторы, так как они являются средствами компенсации как речевой, так и зрительной недостаточности.
Обязательным элементом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится по 3 – 5 минут перед занятиями, во время занятий. Для снятия утомления, для активизации внимания, повышения работоспособности у детей с нарушением зрения используются и упражнения с элементами релаксации.
Известно, что наиболее благоприятное воздействие на зрительные функции оказывает зелёный цвет. Он снижает зрительное напряжение, препятствует наступлению утомления, поэтому настенная учебная доска в логопедическом кабинете зелёного цвета. Для освещения рабочих мест детей используется естественное и искусственное освещение, дополнительное освещение учебной доски. При посадке детей за столы учитывается режим назначенных окклюзий, острота зрения, вид косоглазия. Индивидуальное предъявление стимульного материала осуществляется с расстояния не более чем 30 – 35 см от глаз ребёнка. У детей с нарушенным зрением отмечается недостаточно развитая общая и мелкая моторика, нарушение координации пальцев руки. Поэтому учитель - логопед на своих занятиях использует пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры, детские рисунки, отображающие реальность окружающего мира. Данное направление является особенно актуальным в плане подготовки руки к письму. Моторные упражнения для пальцев рук с различными предметами ( застёгивание пуговиц, различного вида шнуровки, упражнения с мозаикой, конструктором, игровые задания по моделированию букв и т. п.) особенно важно использовать в работе с детьми с амблиопией, косоглазием для выработки у них зрительно - перцептивного контроля.
Безусловно, при выстраивании всей системы коррекционной логопедической работы важно знать возможности актуального и потенциального развития каждого конкретного ребёнка. Предлагаемая ребёнку деятельность с учётом его «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский), по мнению профессора Л. И. Плаксиной, должна быть направлена на раскрытие тех психофизических возможностей ребёнка с нарушением зрения, которые он сам в себе раскрыть не может. В коррекционной работе наряду с задачами речевого развития ребёнка с нарушением зрения учителю – логопеду необходимо решать задачи формирования полисенсорного опыта, познания, уточнения, обогащения представлений и образов окружающей действительности не только при активном включении зрительного, но и других видов восприятий: тактильно – двигательного, зрительно – двигательного, зрительно – осязательного, зрительно – слухового. Ранняя диагностика и педагогическая коррекция позволяют добиться значительных успехов в развитии речи детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).